Мелочей не бывает

 

А.А.Зубанов, Директор ООО «Ивтеплоналадка», г. Иваново

 Груз ответственности в сфере теплоснабжения населения и промышленности, возложенный на Администрации населённых пунктов нашей страны (Требования к схемам теплоснабжения, ПП РФ № 154), заставляет последние очень внимательно принимать решения по разработке и актуализации схем теплоснабжения. Однако, эта внимательность, как правило, ни к чему не приводит, так как для взвешенных решений необходим определенный уровень компетентности в вопросах теплоснабжения, чем Администрации, как правило, не обладают. Исключения составляют немногие населенные пункты, где Администрациям помогают бывшие главные инженеры или работники ПТО тепловых сетей, которые «видят всю картину» и знают самые тонкие вопросы, но так повезло далеко не всем…

Получается, что ответственность за принятие решение по теплоснабжению населенного пункта, эффективности и надёжности теплоснабжения, вопросам роста или заморозки тарифов на тепловую энергию с Администрациями практически никто не разделяет, так как, в основном, вопросы эффективного и надёжного теплоснабжения упираются в выбор наиболее эффективных теплового и гидравлического режимов работы систем теплоснабжения, используемого оборудования источников теплоты и его мощности, загрузки оборудования и т.д., в то время, как теплоснабжающие и теплосетевые – эксплуатирующие организации всеми силами сводят эти важные вопросы к раздуванию инвестпрограмм «для замены устаревшего якобы морально и физически оборудования», начиная оперировать, в унисон Ростехнадзору, вопросами промышленной безопасности и надёжности, взамен эффективности и экономичности режимов работы, при этом одновременно для себя выторговывая снижение температуры сетевой воды в подающем трубопроводе по температурному графику, срезку графика и т.д., что опять таки позволяет эксплуатирующим организациям заниматься сиюминутной экономией в ущерб эффективности, надежности, резервирования и т.д.

Погоня за «экономией» при проведении конкурсных процедур по Актуализации схем теплоснабжения приводит к тому, что основным критерием выбора подрядчика является цена, как правило, это - 80 % веса итогового балла, в то же время опыт – не более 20 %, причём, не очень важно, какой именно опыт имеется ввиду, лишь бы в наименовании выполненных работ стояло «Схема теплоснабжения»…

Одним из главных ухищрений организаторов при проведении подобных конкурсных процедур является никем не контролируемое увеличение начальной стоимости контракта, сформированное, якобы, на основе «опроса» потенциальных подрядчиков и формирования НМЦ, что требует при закупках обеспечения не менее 20 – 30 % от объявленной стоимости контракта в то время, когда по результатам торговых процедур реальная цена контракта снижается вдвое и втрое… Так, при объявленной цене контракта в 5 млн. рублей потенциальный подрядчик должен внести на счет муниципального образования, объявившего данный конкурс, не менее 1 млн. рублей на срок выполнения работ, в то время, как по результатам конкурса действительная договорная цена может составить 2 млн. рублей и менее, то есть, обеспечение уже начинает достигать 50 %, причём, реальных денежных средств, в то время, как платёжеспособность заказчика можно будет «проверить» только после оплаты им выполненных работ.

Ещё одним их важнейших критериев являются сроки выполнения – как правило, не более 90 календарных дней (совершенно неясно – почему 90?), при этом 30 календарных дней – это нахождение «уже готовой и актуализированной схемы» на сайте населенного пункта для сбора замечаний и 10 – 15 календарных дней – для их устранения.

Особенно интересный аспект – это гарантийный срок на выполненные работы, часто превышающий 1 год.

Как за 45 календарных дней можно действительно актуализировать схему теплоснабжения при том, что на дату начала работ практически отсутствуют даже исходные данные по фактическим режимам работы – не поясняется.

Зачем нужен гарантийный срок на выполненные работы более 1 года при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения – не поясняется также.

При этом совершенно очевидно, что вопросами эффективности и экономичности работы систем теплоснабжения не занимается ни одна из сторон:

- ни Ростехнадзор – теперь это не его функция, с него эти обязанности давно сняты,

- ни администрация населенного пункта – в силу частичной или полной некомпетентности в таких узкоспециальных вопросах,

- ни потребители - в силу полного отсутствия заинтересованности в результатах,

- ни теплосетевые компании – в силу того, что «а зачем это всем показывать, что у нас здесь творится. Лучше будем везде «звонить», что у нас износ оборудования – 70 %, а лучше – 99 %. Тогда получается, что эти компании вообще – герои, в тяжелейших условиях поддерживающие работоспособность … и т.д.». А если такие организации ещё являются в своих системах теплоснабжения ЕТО, то даже грамотные и понимающие подрядчики по актуализации схем теплоснабжения, успевшие за 45 календарных дней понять ситуацию в системе теплоснабжения на основании собранной исходной информации и показавшие эксплуатирующим организациям истинную картину, скорее всего, не будут с ними в итоге связываться – ведь окончательное согласование материалов – за ЕТО.

Поэтому – и существуют такие непонятные схемы теплоснабжения дальше, и актуализируются за 90 суток с гарантийным сроком до 3-х лет, растут «бумажные» (сейчас применяют новый термин – коммерческие) потери тепла и теплоносителя при очень достойных по стоимости и объёмах инвестпрограммах по перекладкам тепловых сетей, естественно, растут тарифы…

При этом опыт подрядчика вряд ли для кого-то имеет большое значение, главное – как можно более низкая стоимость выполнения работ, причём предел снижения стоимости – не ограничен.

Если руководству таких теплоснабжающих организаций показывают, что действительно происходит в системах теплоснабжения, как обстоят дела с выполнением требований нормативно-технической документации и какой имеется реальный резерв тепловой экономичности эксплуатируемого оборудования, то в ход идут сначала технически необоснованные гневные письма, а затем – слезливые разговоры о том, как трудно на этой территории заниматься этим бизнесом, да ещё и на тепловые пункты потребителей не «пускають по закону» - в общем, всеми правдами и неправдами оправдывать своё бездействие в игнорировании выполнения необходимых для эффективной, экономичной и надежной эксплуатации требований действующих НТД.

Но бывают и исключения…

Исключения из устоявшегося порядка бывают в нескольких случаях:

1. Появление в регионе нового оператора по теплоснабжению (конфликт интересов теплоснабжающих или теплосетевых организаций – столкновение профессионалов - теплотехников),

2. Конфликтная ситуация между теплоснабжающей и теплосетевой организациями (столкновение профессионалов - теплотехников),

3. Конфликтная ситуация между администрацией и ЕТО из-за раздутия инвестпрограммы (столкновение профессионалов – экономистов),

4. Конфликтная ситуация из-за невыполнения условий концессионного соглашения (столкновение профессионалов – экономистов и профессионалов - теплотехников),

5. Конфликтная ситуация между администрацией и ЕТО из-за «тихой (или не тихой) экспансии» зоны индивидуального отопления в зоны действия источников теплоты (столкновение профессионалов – экономистов и теплотехников с профессионалами – экономистами и индивидуалоотопленистами),

6. Заморозка тарифов на тепло для населения и промышленности (столкновение Администрации и профессионалов - теплотехников),

7. Массовые жалобы населения на теплоснабжение, вплоть до стихийных митингов и т.д. (столкновение жутко недовольных замороженных или перетопленных народных масс с Администрацией, профессионалами – экономистами, профессионалами – теплотехниками, охраной, дворниками и т.д., не разбирая списка).

Естественно, каждая такая ситуация является «вообще просто неожиданностью» для местных администраций, а в крупных населенных пунктах с количеством систем теплоснабжения в несколько десятков – такие «просто неожиданности» становятся сейчас довольно обычным делом, с приведением различных аргументов и «грязным бельём» технического и экономического характера.

Подробнее…

1. Появление в регионе нового оператора по теплоснабжению

Достаточно распространенная ситуация появления на рынке теплоснабжения крупного концессионера, как правило, пришлого, особенно, если он признан ЕТО. Требует постоянного, практически ежедневного контроля за своей финансовой и технической деятельностью в первые три года. Нередки случаи, когда такие «концессионеры», наобещав золотые горы, получали в эксплуатацию как источники теплоты, так и тепловые сети, делали огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями, собирали деньги с потребителей – и исчезали… Отвечал за всё – глава города.

2. Конфликтная ситуация между теплоснабжающей и теплосетевой организациями

Процесс может быть вялотекущим, длящимся годами, изредка переходя в острую активную фазу. Требуется высокая квалификация и значительный опыт работ подрядчика, чтобы понять, кто действительно виноват в конфликте и какой организации придётся отвечать за свои действия.

В ряде случаев при правильных подходах является очень продуктивным средством для совершенствования систем теплоснабжения в части их режимов, модернизаций и реконструкций.

3. Конфликтная ситуация между администрацией и ЕТО из-за раздутия инвестпрограммы

Процесс, как правило, бывает сразу очень острым и активным, связанным, со сменой руководства теплосетевой организации на «молодой, многообещающий и эффективный менеджмент». Требуется высокая квалификация и значительный опыт работ подрядчика, чтобы опровергнуть или подтвердить адекватность предлагаемых мероприятий, их действительную техническую необходимость, неотложность и уровень стоимости. Особенно, если при этом:

- значительно растёт тариф на тепловую энергию,

- выполнение предыдущих инвестпрограмм не превышало 5 – 6 % при собираемости с потребителей 92 – 94 %,

- имеется большое количество жалоб от населения в отношении теплоснабжения за прошлые годы…

Отвечать за всё – главе города.

Раздел очень схож с п. 1 в плане внезапного «повышения» эффективного менеджера с переводом на другую работу в другой город и даже область.

4. Конфликтная ситуация из-за невыполнения условий концессионного соглашения

Для предотвращения необходима проработка будущих режимов теплоснабжения – теплового и гидравлического, контроль, проведение всех регламентных испытаний. Как будут их проводить теплоэнергетики – это их вопрос, стоимость этих испытаний всегда заложена в тариф на тепловую энергию изначально. Нужна оценка фактических режимов работы. Определение действительного резерва тепловой экономичности с оценкой его стоимости. При этом каждое мероприятие должно приводить либо к росту надёжности, либо к фактическому снижению имеющегося выявленного резерва тепловой экономичности. Процесс, как правило, бывает растянутым во времени с подведением итогов ежемесячно. Требуется высокая квалификация и значительный опыт работ подрядчика, чтобы опровергнуть или подтвердить действительную нужность и эффективность выполненных мероприятий, их реальную стоимость и окупаемость.

5. Конфликтная ситуация между администрацией и ЕТО из-за «тихой (или не тихой) экспансии» зоны индивидуального отопления в зоны действия источников теплоты

Процесс, как правило, бывает почему-то крайне неожиданным для теплосетевых организаций. Ещё вчера крупный торговый центр, находящийся в 25 метрах от котельной или ЦТП от ТЭЦ, планировал подключаться к системе теплоснабжения, получал техусловия на подключение и – о чудо, уже крайне неожиданно меняет своё решение и возводит индивидуальную котельную, например, на дровах или другом топливе…

Совершенно ясно, что ему это сделать «разрешили», в смысле, получать дрова по дровопроводу и, естественно, оплачивать их получение производителю дров.

С другой стороны ясно, что данной теплоснабжающей организации «запретили» получать денежные средства за свою работу - теплоснабжение данного торгового центра путём его подключения к источнику теплоты централизованного теплоснабжения.

Здесь всё зависит от того, будет ли руководство теплоснабжающей организации безучастно смотреть, как сжимается её «кормовая база» - если прецедент уже создан, то далее начнётся переключение тепловых нагрузок потребителей с централизованного теплоснабжения на дрова, или руководством теплоснабжающей организации будут предприниматься активные действия по защите своего рынка.

Требуется высокая квалификация и значительный опыт работ подрядчика, чтобы обосновать и технически подтвердить нецелесообразность и вредность для экологической обстановки населенного  пункта использование в жилых кварталах города в качестве топлива – дров, да ещё и прокладку довольно протяженного дровопровода среднего давления...

6. Заморозка роста тарифов на тепло для населения и промышленности

Явление исключительного характера. За десятилетия все привыкли к тому, что тарифы на тепло обязательно будут ежегодно увеличиваться. Часто – не по одному разу в год. Во всяком случае, на величину официальной инфляции ЦБ – точно. Под этот ежегодный рост тарифа была подстроена вся обосновывающая база и вот – пузырь лопнул…

Процесс является экстраординарным, связан с окончанием мероприятий против COVID-19, снижением реальной покупательной способностью населения и промышленности после выхода оных с самоизоляции.

Бывает почему-то очень неожиданным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, хотя, сколько верёвочке…

Здесь всё зависит от того, будет ли руководство теплоснабжающей организации просто ждать возврата прежних времён, которые в свете снижения мировых цен на энергоносители могут в ближайшие годы (десятилетия) и не наступить или начнёт сразу действовать по обстановке…

Или сначала растратит имеющиеся накопления, а уже потом - действовать по обстановке…

В общем, действовать по обстановке рано или поздно всё равно придётся.

Здесь самое важное – понять, а что вообще происходит в системах теплоснабжения и на источниках теплоты, принять это, осознать и наметить пути развития с учетом изменившихся реалий с окончанием ежегодного надувания тарифного пузыря.

В техническом плане ситуация схожа с п. 4. «Конфликтная ситуация из-за невыполнения условий концессионного соглашения».

7. Массовые жалобы населения на теплоснабжение, вплоть до стихийных выступлений, митингов, сходов у администрации с требованиями обеспечить приемлемый уровень теплоснабжения при заоблачных тарифах на тепло

Процесс не бывает ни острым, ни активным, зреет годами. Возможен как при значительных и регулярных недоотпусках тепловой энергии потребителям с взиманием с них оплаты по нормативам, так и при значительных и регулярных перетопах потребителей с взиманием с них оплаты по приборам учета потребителей.

Очень схож с пп. 1 и 3 тем, что отвечать за всё – главе города.

Тем более, что утверждает температурные графики именно это ответственное лицо или его заместители.

Судите сами…

В системе теплоснабжения с расчетной температурой наружного воздуха -42 оС применяется утвержденный температурный график отпуска тепловой энергии от источника теплоты 95/70 оС. По требованиям НТД, данный график должен быть рассчитан на начало отопительного периода при температуре наружного воздуха +10 оС и температуре воздуха внутри отапливаемых помещений - +20 оС.

Рис. 1

В действительности, температурный график Рис. 1 рассчитан на:

- расчетную температуру наружного воздуха -52 (минус пятьдесят два) оС,

- начало отопительного периода при температуре наружного воздуха +8 оС,

- температуре воздуха внутри отапливаемых помещений +40 (плюс сорок) оС.

Можно представить себе негодование населения, которое заставили установить приборы учета потребления тепла, а потом подали тепловую энергию по такому температурному графику, чтобы выйти на следующий же день с предложением «сэкономить» путём установки АИТП погодного регулирования, да ещё и переключением до кучи на закрытую схему по ГВС…

Рис. 2

Температурный график Рис. 2 рассчитан на:

- расчетную температуру наружного воздуха -42 оС,

- начало отопительного периода при температуре наружного воздуха +8 оС,

- температуре воздуха внутри отапливаемых помещений +14 (плюс четырнадцать) оС.

Можно представить себе негодование населения, которое вынуждено оплачивать по нормативам изначально заложенные в такой вот график недоотпуски тепла, к которому выходят с  предложением «обеспечить теплом» путём установки АИТП погодного регулирования (читай, установка насоса на обратном трубопроводе в ТП здания), но ещё и обязательным переключением на закрытую схему по ГВС…

Можно представить себе радость и ликование жителей в отопительный период, установивших насосы на обратном трубопроводе в ТП своих домой, пока этих зданий были в системе теплоснабжения единицы.

Можно представить радость организаций, проектировавших и монтировавших АИТП – спрос и доходы зашкаливали, но недолго, нужно было уходить во время…

Можно представить себе ярость жителей в отопительный период, установивших насосы на обратном трубопроводе в ТП своих домой, когда этих зданий стало в системе теплоснабжения достаточно для того, чтобы установленные насосы стали «душить, давить, не давать работать» системам теплоснабжения соседних жилых домов и общественно-бытовых зданий.

Представьте теперь себе разочарование жителей, когда жить со всей этой техникой – невозможно по условиям режимов и пропускной способности тепловых сетей, нужно переходить на централизованное теплоснабжение с открытым водоразбором на ГВС, показанным по качеству и составу имеющейся исходной воды на подпитку тепловых сетей.

Требуется высокая квалификация и значительный опыт работ подрядчика, чтобы опровергнуть или подтвердить адекватность предлагаемых мероприятий, их действительную техническую необходимость, неотложность и уровень стоимости.

Вывод – назрела необходимость создания при профильном Министерстве технической комиссии по разработке, проверке и утверждению Схем теплоснабжения не только городов с населением более 500 тыс. чел, а и других населённых пунктов с разным количеством населения. Для этой работы должны привлекаться на платной основе профильные организации, имеющие опыт разработки подобных схем теплоснабжения, а фонд должен формироваться централизованно, за счет отчислений из бюджетов городов.

Один важный ньюанс – при вхождении в данную программу актуализацию или разработку схемы теплоснабжения должна производить каждый раз другая компания. Если в ходе работы выяснится нарушение разработчиком схемы требований НТД, или игнорирование полученной информации – СРО такого разработчика ДОЛЖНО ВЕРНУТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА за разработку такой схемы теплоснабжения в бюджет.

Только это, на наш взгляд, может стабилизировать процесс разработки схем теплоснабжения, практически исключив имеющиеся перегибы. С специалистами по эксплуатации теплоснабжения должны дело иметь профильные специалисты, а не представители Администрации.